Искусство молодых

Аукцион

Современное искусство и вызовы санкционной эпохи

Арт-рынок переживает сложные времена: финансовые пузыри вновь начинают сжиматься, и в частности, ситуация с современным искусством вызывает серьезные опасения. 

Не обошла стороной проблематика и дом Christie’s, который временно приостановил реализацию современного искусства из-за резкого снижения спроса. Многие произведения искусства снимаются с аукционов или продаются по гораздо более низким ценам, чем ожидали владельцы. Причин для кризиса множество.

Снижение интереса со стороны китайских и арабских коллекционеров оказало значительное влияние на западные аукционные дома. Также поток инвестиций из России практически иссяк после введения санкций. К тому же, арт-дилеры сталкиваются с обвинениями в неуместных практиках при продаже произведений искусства.

В связи с этими обстоятельствами аукционные дома вынуждены сокращать штаты и опасаются повторения ситуации, которая произошла в 2008 году или даже в 1990 году, когда рынок современного искусства обрушился в три раза и не может восстановиться на протяжении 14 лет. В настоящее время размер арт-рынка оценивается в 70 миллиардов долларов, что дает понять, что падение может оказаться глубоким и болезненным.

Также наблюдается ускоренное ослабление экономик в США, Британии, Европейском Союзе и Японии. Доступность финансовых ресурсов уже не та, что была ранее. Это ведет к естественной очистке рынка от менее значительных произведений, таких как, например, известные бананы, приклеенные к стене, ставшие символом пузыря арт-рынка. Интерес к таким объектам явно уменьшается.

Beautiful art, shadowy charactersimage: getty images
Beautiful art, shadowy charactersimage: getty images

В текущих условиях с рынком искусства предстоит столкнуться с множеством новых вызовов. Да еще и ужесточение юридической проверки картин и всех участников сделки показывает, насколько необходима прозрачность в сделках с искусством. Мы все помним нашумевшее дело нашего соотечественника Дмитрия Рыболовлева. 

В 2014 году, отдыхающим на Сент-Бартсе, Дмитрий Рыболовлев узнал, что заплатил около $25 млн больше за картину Аме́део Модильяни, чем предыдущий владелец. Оказалось, что швейцарский посредник Ив Бувье, который должен был быть его консультантом, присвоил себе эту разницу и комиссию. В результате Рыболовлев инициировал почти десятилетнюю юридическую битву, которая завершилась 30 января в Манхэттене не в его пользу: присяжные вынесли вердикт, что Sotheby’s не помогали Бувье в мошенничестве.

Бувье утверждал, что действовал как дилер, а не как советник, и имел право на наценку. В суде рассматривались дорогие работы Леонардо да Винчи, Густава Климта и других мастеров. Рыболовлев подал в суд, так как Sotheby’s, по его мнению, предоставляли завышенные оценки для оправдания наценок Бувье. Однако доказать мошенничество было трудно: улик было немного, а сам Бувье не свидетельствовал.

Несмотря на это, Рыболовлев хорошо заработал на картине «Спаситель мира» от да Винчи, купленной у Бувье за $128 млн и проданной позже за рекордные $450 млн. Суд признал, что отсутствие прозрачности в арт-рынке затрудняет дело, но также отметил, что Рыболовлев не задокументировал свои отношения с Бувье. Эксперты подчеркнули, что в мире искусства важно всегда оформлять соглашения.