Лувр в огне испытаний: между вандализмом и халатностью
19 октября 2025 года Лувр пережил «национальное унижение». Группа преступников менее чем за восемь минут проникла в Галерею Аполлона с помощью автовышки и похитила девять бесценных ювелирных реликвий французской монархии. Украшения общей стоимостью около 88 миллионов евро до сих пор не найдены. К счастью, подозреваемые были задержаны.
А 26 ноября 2025 года музей столкнулся с новой угрозой - не криминальной, но не менее разрушительной. Из-за аварии в устаревшей системе водоснабжения, обслуживающей климатическое оборудование, были затоплены фонды библиотеки отдела египетских древностей. Под угрозой оказались сотни исторических книг, которые теперь требуют срочной реставрации. Инцидент высветил критическое состояние инфраструктуры музея.
Эти события вписаны в долгую историю атак на искусство. «Мона Лиза», давно ставшая символом Лувра, сама является мишенью. В 1956 году на неё была совершена одна из самых серьёзных атак: картину облили серной кислотой и бросили в неё камень. Именно после этого на неё установили пуленепробиваемое стекло, которое в последние годы не раз становилось щитом в новых формах протеста. В 2022 году мужчина в образе старушки швырнул в него торт, а в 2024 году активисты облили защитный экран супом, требуя защиты окружающей среды. Каждый раз благодаря этой превентивной мере шедевр оставался невредимым.
История «Джоконды» и свежие инциденты в Лувре служат суровым и многогранным напоминанием. Они обнажают хрупкую грань между сохранением культурного наследия и угрозами, которые ему несёт современный мир - от умышленного вандализма и преступности до банальной технической халатности.
Музеи - это не просто хранилища артефактов, а живые организмы, которые должны вести непрерывную битву на нескольких фронтах. Они обязаны защищать свои коллекции от целенаправленных атак, от разрушительного воздействия времени, от износа инфраструктуры и при этом обеспечивать доступ к ним для всего человечества. Происшествия в Лувре - это звонок для всех: от государств, которые должны инвестировать в безопасность и современные системы сохранения, до общества, которое должно ценить и оберегать своё наследие.
Подлинная ценность искусства раскрывается лишь тогда, когда оно не только физически сохранено, но и доступно, изучено и осмыслено. Каждая книга, возвращённая в читальный зал, и каждый шедевр, надёжно защищённый,- это победа культуры над хаосом, памяти - над забвением, света - над тьмой небрежения.